22 — 23 октября 2020 года на базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошла Международная научно-образовательная конференция «Современные тренды правового регулирования сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные вопросы развития». В работе конференции приняло участи свыше 300 участников — руководителей, преподавателей и сотрудников российских и зарубежных (Италия, Швейцария, Франция) вузов (67 высших учебных заведений).
Конференция была организована в рамках государственного задания Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Конференция проводилась в «смешанном» режиме.
22 октября 2020 г. состоялось пленарное заседание Конференции. Модератор конференции – проректор по научной работе, д.ю.н., профессор Владимир Николаевич Синюков. С приветственным словом к участникам обратился ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Владимирович Блажеев.
В рамках пленарного заседания были представлены ряд докладов по проблемам развития сферы высшего образования, деятельности вузов в период пандемии, современным моделям организации учебного процесса и ряду других социальных, правовых и этических проблем высшей школы.
Проректор по учебной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Викторовна Мажорина выступила с докладом: «Драйверы изменений и новые практики в области юридического образования».
Вице-президент ассоциации юридического образования, заведующий кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета Виктор Дмитриевич Перевалов обратился к теме «Образование и право: актуальные аспекты взаимодействия».
Генеральный секретарь Швейцарского центра международного гуманитарного права, почетный профессор, доктор бизнес управления (DBA) (Цюрих, Швейцария) Стефан У. БРОЙ выступил с докладом на тему — «Противоречие свободы слова и социального развития в академической среде».
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Анатольевич Корсик остановился на одной из актуальных проблем – «Взаимодействие теории и практики как необходимое условие формирования компетенций при осуществлении профессиональной деятельности».
Ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Владимировна Ильгова выступила с докладом на тему — «Цифровая трансформация образования: основные тенденции и направления правового реформирования».
И.о. Директора Института ядерной физики и технологий, проректор НИЯУ МИФИ Наталья Сергеевна Барбашина и заместитель начальника Управления информационно-методического обеспечения образовательного процесса Виктор Юрьевич Радыгин представили доклад на тему — «О создании цифрового университета».
Руководитель Высшей школы права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владислав Леонидович Толстых рассмотрел эволюцию модели университета в докладе «Трансформация идеи университета в XXI веке».
Профессор кафедры предпринимательского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ольга Александровна Тарасенко рассмотрела проблемы организации учебного процесса вузов в рамках темы — «Индивидуальная образовательная траектория в системе высшего образования: предлагаем варианты моделей».
Во второй половине дня начал свою работу круглый стол № 1: «Современные и будущие вызовы в образовательном праве и образовательных правах в России и мире (модераторы: И. В. Ершова, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права, доктор юридических наук, профессор, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), М.А. Егорова, начальник управления международных связей, доктор юридических наук, профессор, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), И.Г. Дудко, руководитель Научно-образовательного центра по правам человека, доктор юридических наук, профессор, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Основные докладчики:
Марчелло Дапонте, адвокат по гражданскому праву Кассационного суда (Неаполь, Италия), профессор трудового права Неаполитанского университета имени Фридриха II., доклад по теме: «Влияние глобального кризиса от Covid-19 на преподавание в вузах: возможности и пределы использования цифровых технологий в дистанционном обучении».
И. В. Ершова, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права, доктор юридических наук, профессор, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Е.Е. Енькова, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, кандидат юридических наук,
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — «Преподаватель должен учиться: осмысление вызова «цифрового» мира через призму социологического исследования».
М. И. Росенко профессор кафедры конституционного и административного права, доктор политических наук, Севастопольский государственный университет Юридический институт — «О концептуальных подходах к организации глобального электронного обучения в условиях современных вызовов и угроз».
И. Р. Шикула, заведующий кафедрой уголовного права и процесса, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Школа права Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ; АНОВО «Московский международный университет»: «Проблемные вопросы дистанционного обучения как современная форма обучения в российских высших учебных заведениях».
Н.А. Михальченкова профессор кафедры государственное-правовых дисциплин, доктор политических наук, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»: «Современные технологии социально-педагогического сопровождения студентов: от таланта к девиантам».
Н. И. Шаповалов кандидат юридических наук, доцент, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ): «Влияние глобализации на развитие образовательного права на примере современных глобальных вызовов».
Ю. В. Абрамов доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин МГУТУ им. К. Г.Разумовского(ПКУ), к.ф.н.,доцент : «Актуальные проблемы образовательного права и пути их решения».
С. Н. Данихно, кандидат исторических наук, Ростовская государственная экономическая академия (РИНХ)) : «Конституционные ценности сохранения и защиты общероссийской государственной идентичности и современные вызовы в образовательном праве».
Ю. Н. Сосновская, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя: «Взаимосвязь административного права и административного законодательства на современном этапе развития».
М. Н. Вилачева, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет: «Особенности правоотношений в сфере образования в современной России».
Е. П. Коцюрко начальник административно-правового управления, Соискатель кафедры административного права ФГБОУ ВО «УРГЮУ» :
«Административно-правовые основы государственного контроля и надзора в сфере высшего образования в Российской Федерации: современные тренды и будущие вызовы».
В дискуссии приняло участие более 20 преподавателей российских вузов.
23 октября 2020 г. в рамках конференции было проведено три круглых стола.
Круглый стол № 2. «Высшее образование в условиях развития цифровых технологий: российский и зарубежный опыт» (модератор: А. В. Минбалеев, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий, доктор юридических наук, профессор, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)).
В рамках круглого стола представители ведущих образовательных учреждений обсудили вопросы, связанные с глубокими изменениями, которые переживает высшая школа в условиях научно-технического прогресса, существенных социальных изменений и вызовов, с которыми столкнулось высшее образование в условиях пандемии.
А.В. Минбалеев, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), открывая круглый стол «Высшее образование в условиях развития цифровых технологий: российский и зарубежный опыт» обратил внимание слушателей на большое влияние цифровизации на развитие экономики, права и образования.
«Мы давно наблюдаем, что система образования по большому счету давно была нацелена на необходимость внедрения информационных технологий» — отметил заведующий кафедрой.
Спикер выразил уверенность, что к развитию цифровизации подтолкнула и пандемия, которая выступила мощным толчком для трансформации образования.
«Есть очень много проблем – начиная от того, что многие участники образовательных отношений оказались не готовы к такой трансформации, многие вузы оказались не готовы переходить на дистанционное образование по техническим причинам, очень серьезной проблемой является непонимание того, как организовывать образовательный процесс в дистанте, как использовать те или иные технологии. Время неумолимо бежит и развитие пандемии свидетельствует, что мы не должны останавливаться на достигнутом и развиваться дальше, и мы найдем пути решения этих проблем» — заявил он.
Говоря о влиянии пандемии на образовательный процесс, А. Н. Чертков, главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета (МГОУ) отметил, что в настоящий момент стали активно образовываться новые формы и способы организации образовательной деятельности, но в данном случае необходим баланс с учетом и российского, и зарубежного опыта. Так, по его мнению, летом стоило активно отслеживать ситуацию с образовательным процессом в странах Южного полушария (в силу их климатических условий, поскольку для них это климатическая зима).
«Из-за климатических условий в Чили и Аргентине на 4 недели вводились каникулы. Нам можно было бы спрогнозировать такую ситуацию, поскольку мы столкнулись с этим в сентябре-октябре» — подчеркнул докладчик.
А.Н. Чертков обратил внимание и на то, что дистанционное обучение стало частью образовательного процесса общего образования и высшей школы, но оно не может полностью его поглотить, что становится очевидным.
«Нужны новые приемы и подходы для онлайн-формата. Тут приходится действовать динамично и гибко: все процессы нельзя перевести в онлайн, за исключением практических занятий. Пандемия – мощный катализатор изменений в образовательном процессе» — заявил он.
Отдельного внимания заслуживает и то, что при переходе на дистанционный формат часть студентов не смогли получить необходимый объем знаний в связи с техническими или финансовыми сложностями – это обуславливается нехваткой электроники и гаджетов.
«Задача высшей школы и науки – не допустить преференций в образовательном процессе для более обеспеченных слоев, образование должно стать всеобщим», — акцентировал внимание А.Н. Чертков.
Также докладчик остановился на аспектах академической мобильности и проведения научных мероприятий. По его мнению, проведение конференций, круглых столов и мастер-классов в смешанном формате позволяет увеличить охват участников, привлечь иностранных специалистов и ученых из других городов.
О поиске новых методов передачи знаний в условиях развития цифровых технологий рассказала профессор кафедры управления и экономики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Л. В. Чхутиашвили. По ее мнению, повышение уровня образования – стандарт определяющего фактора в развитии и росте благосостояния, а также определения России как ведущего государства в мире.
Система высшего образования должна быть современной и ориентироваться на конкретных людей. Необходимо создание единого цифрового пространства с учетом индивидуализации спроса, открытости образования, готовности к сетевому образованию, уверена эксперт.
«Онлайн-обучение станет экономически выгодным для всех стран, а также станет мощным образовательным кластером, который самостоятельно будет определять, какие прогрессивные курсы стоит готовить, как разрабатывать стандарты и как не остаться на обочине образовательного процесса», — убеждена Л. В. Чхутиашвили.
Заместитель директора Центра технологий образовательного права Национального исследовательского Томского государственного университета В.Г. Мельникова остановилась на правовых аспектах цифровой трансформации вузов.
В первую очередь, заявила она, необходимо пересмотреть локальные нормативные акты вузов, что актуально и в рамках обеспечения перехода к цифровой модели развития вуза, и для реализации всех возможностей, которые предоставляет современный цифровой мир.
«Необходимо четкое разграничение понятий использования дистанционных образовательных технологий как средства, с помощью которого происходит образование. И вопрос в том, как эта технология влияет на содержание образовательных отношений», — подчеркнула В. Г. Мельникова.
В качестве примера, подтверждающего необходимость пересмотра внутренних документов, заместитель директора рассказала о случаях требования снижения стоимости за образовательные услуги из-за введения дистанционного образования, несмотря на то, что переход на дистанционное обучение не подразумевает срывов в реализации образовательного процесса.
Также с докладами выступили: доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования юридического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Е.В. Евлампиева и преподаватель той же кафедры Э. В. Морозова, а также начальник Учебно-методического управления Уральского государственного экономического университета А. С. Морозова.
Участники обсудили вопросы, связанные с правовым образованием в высшей школе в условиях развития информационных технологий, реализацией образовательных программ с применением сетевой формы, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также принципами образовательной политики и их реализацией.
В дискуссии приняло участие более 30 преподавателей российских вузов.
Круглый стол № 3: «Инновационные образовательные проекты и практики высшей школы» (модератор: Э. С. Теймуров, директор Международно-правового института, кандидат юридических наук, профессор, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)).
Основные докладчики:
Малыгин А.А., Врио ректора Ивановский государственный университет, кандидат педагогических наук: «Стандартизация оценочных процедур в высшем образовании: теоретические подходы и практические решения».
Морозова А. С. начальник учебно-методического управления, кандидат юридических наук, Уральский государственный экономический университет: «Разработка и реализация образовательных программ ФГОС 3++ : от стратегии развития ВУЗа к стратегии развития основных профессиональных образовательных программ рамках реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года от 21июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации»».
Алимова Я.О. заведующий кафедрой правового моделирования кандидат юридических наук, доцент Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА): «Игропрактика как новый тренд юридического образования».
Масловская М. В., доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им Н.П. Огарёва», юридический факультет: «Отдельные вопросы преподавания дисциплины «Муниципальное право России» в условиях пандемии».
Мадаев Е. О., доцент кафедры Международного права, кандидат юридических наук, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова: «Проблемы качества преподавания и усвоения учебного материала студентами связанные с хронотипом человека».
Глумова Е. П. начальник научно-исследовательской лаборатории, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»:
«Профессиональная подготовка студентов на площадке Центра «Учитель будущего»».
Панкратова Е. П., кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя:
«Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе».
Ананьин О. Ю., кандидат педагогических наук начальник кафедры педагогики УНК ПСД ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя»: «Проблемные вопросы формирования профессиональной компетентности будущих сотрудников полиции».
Мироненкова О. Л., преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя»:
«Непрерывное образование сотрудников центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей».
Смирнов С. Н. директор Института непрерывного образования, доцент кафедры теории права, кандидат юридических наук ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»: «Практика организации взаимодействия вуза и системы общего образования: региональные измерения».
В дискуссии приняло участие более 20 преподавателей российских вузов.
Круглый стол № 4: «Трансформация юридического образования в России и мире», (модератор — В. Д. Никишин, директор Центра академического развития и образовательных инноваций, к.ю.н.).
С докладами выступили:
Крусс В. И., доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории права, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»: «Деструктивные риски цифровой трансформации юридического образования».
Дивеева Н. И., доктор юридических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет: «Роль ФУМО в трансформации юридического образования2»
Мари-Елизавета Бодуэн, профессор публичного права, Директор по исследованиям — заместитель декана по академическим вопросам, содиректор магистерской международной программа, Школа права Университета Клермон Овернь: «Юридическое образование во Франции во время коронавируса : вызовы и проблемы».
Симаева Е. П., кандидат юридических наук, доцент департамента международного и публичного права, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: «Цифровая трансформация юридического образования в России и за рубежом».
Дмитрикова Е. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Санкт-Петербургский государственный университет: «Междисциплинарность: тренд и вызов для юридического образования»
Часовских К. В., ст. преподаватель, ТУСУР: «Реализация технологии группового проектного обучения в юридическом образовании»
Засемкова О. Ф., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры МЧП и кафедры правового моделирования Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Ларионова Лариса Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»: «Стандарты юридического образования в России: плюсы и минусы».