6 ноября 2020 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялся обучающий семинар «Актуальные проблемы деятельности уполномоченных по правам ребенка по обеспечению реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами». Организаторами мероприятия выступили Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Научно-образовательный центр по правам человека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Модерировал встречу руководитель Научно-образовательного центра по правам человека Университета Игорь Дудко.
Глава аппарата Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Лариса Вертаева зачитала приветственное слово Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой.
О гражданско–правовом статусе несовершеннолетних как объекте государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей рассказал доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Борис Булаевский. В первую очередь эксперт прояснил правовые основы, определяющие статус детей.
Говоря о схеме обеспечения прав, он акцентировал внимание слушателей на том, что важно понимать три категории – реализацию, соблюдение и защиту прав и законных интересов детей путем оказания содействия, исполнения обязанности не нарушать, оказывать содействие в защите либо непосредственно защищать права детей.
Он указал, что правовой статус детей состоит из элементов – это правоспособность, дееспособность, а также субъективные права и обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми, дееспособность различается.
«Субъективные права и обязанности детей – это часть гражданско-правового статуса несовершеннолетних, объем содержания которого может различаться, исходя из определения закона,» — подчеркнул юрист.
Сегодня несовершеннолетние уделяют все больше внимания своей репутации и имиджу, что относится к блоку нематериальных благ, которые также должны защищаться. В ту же сферу попадают и интеллектуальные права, которые могут возникать практически с первых лет жизни. Применительно к дееспособности несовершеннолетних, следует отметить, что дети самостоятельно либо с согласия законных представителей имеют право совершать различные сделки.
«Закон не дает указаний на то, каким должно быть это согласие: оно должно быть,» — заключил Борис Булаевский.
Доцент той же кафедры Анна Елисеева, в свою очередь, остановилась на вопросах реализации, соблюдения и защиты семейных прав и законных интересов детей.
«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения,» — рассказала она.
На законодательном уровне дети получили целый комплекс прав, реализация которых обеспечивается, в том числе, за счет Уполномоченных по правам ребенка – независимого института, работающего по двум основным направлениям: обеспечение гарантий государственной защиты детей, реализация и соблюдение прав и защиты детей государственными органами.
«Государство не всегда эффективно поддерживает интересы детей – это касается, в частности, права ребенка на общение с каждым из родителей в случае раздельного проживания. Родители вправе заключить соглашение о порядке осуществления родительских прав, проживая раздельно. Государство не дает пояснений касательно требований такого соглашения, что негативно сказывается на практике применения таких соглашений, как и соглашений об определении места жительства детей,» — подчеркнула юрист.
Помимо анализа законодательства России, эксперт также остановилась и на международных нормативных актах, которые легли в основу действующего Семейного кодекса Российской Федерации и правоприменительной практике.
Заведующая кафедрой организации судебной и прокурорско-следственной деятельности МГЮА Татьяна Отческая выступила с лекцией «Взаимодействие уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации с прокуратурой». В первую очередь лектор остановилась на нормативных актах, в которых отражены вопросы, касающиеся прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.
«Правовую основу прокурорско-надзорной деятельности в направлении защиты прав несовершеннолетних составляет большое количество правовых актов, регулирующих права и интересы несовершеннолетних в различных сферах,» — подчеркнула Татьяна Отческая.
По ее словам, при осуществлении правозащитных и надзорных функций в органах управления социальной защиты населения прокуратура проверяет эффективность контроля за деятельностью специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, выявляются ли несовершеннолетние, а также семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и какие меры принимаются по результатам такой работы, а также посещают ли работники органов социальной защиты населения неблагополучные семьи, семьи несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, как часто и какие меры принимают, имеют ли такие меры эффективность.
Также с докладом «Проблемы профессиональной мотивации и пути их решения» выступила психолог – специалист по профессиональной мотивации, организационный психолог и социальный педагог Юлия Шленцова.
В конце обучающего семинара руководитель Научно-образовательного центра по правам человека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Игорь Дудко поблагодарил участников за проявленный интерес и насыщенную дискуссию.