ниверситет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) выступил учредителем одной из интеллектуальных площадок VIIежегодной национальной научно-образовательной выставке-форуме «ВУЗПРОМЭКСПО-2020», прошедшей 10-11 декабря 2020 г.

Крупнейшее мероприятие посвящено презентациям наиболее перспективных и ярких научно-технологических разработок, созданных при поддержке государства и кооперации науки и бизнеса. «ВУЗПРОМЭКСПО-2020» — это итоговое мероприятие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, основанное на результатах реализации национальных проектов в области науки и образовании.

вузпромэкспо1.JPG

В дискуссии «Право на образование в 21 веке: глобальные вызовы и национальные проекты», состоявшейся 11 декабря 2020 г. участники обсудили ряд проблем, связанных с доступом к образованию, безопасностью образовательных услуг, а также с переходом на дистанционный формат.

Модерировал мероприятие заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), директор НОЦ «Образовательное право», доктор юридических наук Алексей Минбалеев.

Он прежде всего обратил внимание на проблемы, с которым столкнулась система образования в условиях пандемии.

«У многих студентов отсутствуют технические возможности, и они начинают жаловаться, в том числе в Министерство науки и высшего образования РФ на то, что вузы им не предоставляют ноутбуки. Мы анализировали Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты, которые говорят, что местом обучения является помещение вуза, но нигде в законодательстве и документах об образовательных стандартах не прописано, что вуз обязан обеспечивать студентов техническими средствами. Вузы только обязаны обеспечивать учебниками студентов-бюджетников. Каждый вуз сам принимает решение о предоставлении техники малообеспеченным бюджетникам, у которых нет возможности самостоятельно приобрести необходимое оборудование, но это определяется локальными актами вуза. Создание оцифровки подталкивает к совершенствованию и созданию новых информационных платформ для работы», — пояснил Алексей Минбалеев.

&&.jpg

Руководитель аппарата Экспертного центра Ассоциации юристов России (АЮР) по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции Анастасия Кравцова тоже в своём выступлении затронула тему права на образование как одну из ключевых гарантий, закреплённых законом.

«Право на образование – одно из основных прав наших детей. Пандемия показала полную готовность одних вузов включиться в дистанционный процесс образования и абсолютную неготовность других вузов к новому формату обучения. Ассоциация юристов России тоже была вынуждена перейти на дистанционную форму работы, а именно наш Экспертный центр АЮР начал проводить аккредитацию организаций в дистанционном формате. Совсем недавно наш Центр начал аккредитацию образовательных программ организаций средних учебных заведений. Сейчас мы работаем над формированием нормативно-правовой базы независимых критериев профессиональной работы организаций в сфере образования», — констатировала Анастасия Кравцова.

Алексей Минбалеев, в комментарии к докладу коллеги подчеркнул, что Экспертный Центр Ассоциации юристов России играет очень важную роль в качестве образования.

«Но есть ещё одна проблема – это проблема коррупции в образовательных учреждениях, которая тоже приобрела новые способы из-за перехода в онлайн режим работы преподавателей и студентов», — обозначил Алексей Минбалеев очередную тему дискуссии, передав слово главному советнику Аппарата Ассоциации юристов России Алану Лазарову.

вузпромэкспо2.JPG

«Дистанционное обучение выявило коррупционный фактор, который состоит в том, что человек может сдать зачёт или экзамен, и никто не увидит и не проверит, как это произошло. Наше общество движется к тому, что концепция открытого университета – это будущее, и, возможно, в будущем мы сможем отправлять своих детей в одну школу в Москве. Цифровизация нас ждёт неизбежно», — резюмировал Алан Лазаров.

«Конечно, в условиях цифровизациии и работы искусственного интеллекта стало видно, когда и где проявляются признаки коррупционного поведения. Поэтому столь необходимо создание безопасной среды и обеспечения информационной безопасности», — подытожил Алекесей Минбалеев

Исполняющая обязанности заведующего сектором информационного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН) Татьяна Полякова проанализировала ситуацию с информационной безопасностью в образовательных учреждениях.

«На чём мы работаем? Zoom и архаичный skype? Насколько это качественно и безопасно? Это серьёзная проблема сегодня для системы образования. На государственном уровне нет такой платформы, которая могла бы обеспечить информационную безопасность в образовательной сфере. Мы принимали госэкзамены и кандидатский минимум только при предъявлении паспорта студентов и аспирантов, которых мы и так знаем. Это вопросы безопасности, в том числе информационно-психологической безопасности, а также недостатка ресурсов. Информационные угрозы – это болезненная тема и в учебном процессе, и на дистанте, а во вне – это, так называемая «инфодемия», то есть распространение недостоверной информации. Сегодня это реальная угроза информационной безопасности, которую нужно определять в стратегических документах государства. Вопросы идентификации надо решать регламентированными нормами, потому что они ещё не регламентированы. В Институте государства и права РАН даже голосование уже стало открытым. Кибергигиена – такое странное слово, но всем понятно, о чём идёт речь, мы должны заниматься ею, чтобы быть защищенными максимально», — высказала мнение Татьяна Полякова.

Алексей Минбалеев добавил, что сейчас активно развиваются такие понятия, как «цифровой профиль» студента и «цифровой профиль» преподавателя, и это тоже поднимает вопросы электронного образования.

По итогам круглого стола участники выразили надежду на то, что скоро встречи будут снова проходить в очном режиме.

С записью мероприятия можно ознакомиться по ссылке:

https://yadi.sk/d/FRyTssovjUaFOQ